Юзабилити сайта

Юзабилити сайта это удобства использования сайта его посетителями. Находясь, на сайте посетители должны тратить минимум времени на поиск нужной им информации. Грамотный анализ и аудит юзабилити сайта позволяет выявить наиболее существенные недостатки сайтов. Совершая работы по улучшению Юзабилити сайта стоит учитывать, что вы хотите от ваших посетителей и делать, как можно комфортней пребывание на вашем веб ресурсе. Если посетители в первую минуту не находят нужной информации обычно они закрывают такой сайт, поэтому делайте поиск по вашему веб ресурсу, как можно проще.
Юзабилити сайта делают успешным в коммерческом плане, то есть продающим.

«Иными словами веб-юзабилити сайта характеризуется, как удобство совершения пользователем целевого (конверсионного) действия.«

Сегодня удобство использования ресурса является главенствующим в работе с поведенческими факторами. Созданный с учетом всех особенностей и правил веб-юзабилити сайт с большей охотой принимается посетителями, имеет хороший уровень длительности присутствия пользователей на сайте, а также значительный процент конверсии. В совокупности данные факторы в конечном итоге привлекают все большее количество посетителей и помогают повысить позиции сайта в выдаче поисковых систем. Этим и определяется немаловажная роль проработки веб-юзабилити.

Юзабилити сайта, его аудит и тестирование

Основные критерии «Юзабилити»

Как уже отметили, под этим термином понимается, в основном комфорт и удобство пребывания пользователей на сайте. Они следующие:

  • контент сайта;
  • размер, шрифт, и наклон текста;
  • наличие функционала сайта и логика работы его элементов;
  • взаиморасположение элементов функционала;
  • вероятность облегчения использования функциональных частей сайта;
  • дизайнерское оформление и другое.

Сразу с момента создания сайта необходимо начинать работу над его юзабилити, не упуская при этом ни одной мелочи. Для повышения отдачи уже работающего сайта стоит провести аудит (анализ). Существуют несколько вариантов юзабилити аудит сайта. Рассмотрим каждую из них подробнее ниже в тексте.

Исследование статистики

Один из самых доступных вариантов юзабилити. Это анализ данных Яндекс. Метрики, Google Analytics, статистики Bitrix и пр. Соответствующие счетчики присутствуют практически на каждом ресурсе, что дает возможность сравнить показатели схожих сайтов. Однако выводы подобного анализа будут поверхностными ввиду изучения лишь небольшого объема данных.

Отзывы посетителей 

Являются одним из главных индикаторов удобства сайта. В опросе самих посетителей и состоит следующий способ проведения анализа. Для этого многие ресурсы содержат формы обратной связи и голосования. Если какой-то из частей функционала сайта вызывает отрицательные эмоции посетителей, соответствующая информация обязательно найдет отражение в отзывах.

Главное в проведении данного вида анализа юзабилити сайта:

  • реализовать обратную связь на ресурсе,
  • и периодически отслеживать,
  • и изучать отзывы.

К минусам подобного анализа можно отнести указание посетителями в отзывах лишь на основные ошибки сайта.

Тестирование юзабилити веб-ресурса.

Применение данного метода рационально при наличии сомнений в успехе новшеств на сайте. Чтобы провести успешное тестирования страниц ресурса существует специальный инструмент – оптимизатор web-сайтов (от гиганта Google). Могут быть также задействованы экспериментальные группы. Группа разделяется на две подгруппы, каждой из подгрупп предлагается свой вариант сайта и отдельная задача по достижению цели сайта. Вывод о наиболее удобном варианте сайта следует из наблюдения за действиями членов подгрупп.

Положительным моментом тестирования является результат, подтвержденный статистическими данными. В качестве минуса выступает необходимость набора и мотивирования группы участников, которые не дадут предложений по изменению ресурса в лучшую сторону.

Отслеживание действий посетителей

Данный способ юзабилити исследования позволяет формировать различные экспериментальные группы и задания для них, охватывающие различные целевые аудитории, включая смешанные.

В качестве альтернативы можно воспользоваться таким инструментом, как Вебвизор в Яндекс. Метрике. Он позволяет отслеживать все действия посетителей на сайте.

«Мнение: Такой метод предполагает наличие большого объема информации для анализа, изучение которой влечет различные выводы, наличие конкретной целевой аудитории, что, несомненно, является положительным. Кроме того, он бесплатен. «

Вместе с тем, для формирования правильного вывода о том, что мешает посетителю, только по результатам наблюдения за его действиями, необходим наблюдательский опыт.

Экспертиза 

Это еще один способ проведения анализа. При этом ее проведение может быть доверено профессионалам, что является платной услугой, однако результаты такого исследования будут высокими.

Либо она может быть проведена самостоятельно, для чего требуются навыки и опыт поиска ошибок юзабилити. Для начала нужно определиться, какие цели помогает решать ресурс, и для какой аудитории он создан. Требуется непредвзято пройти по основному пути конкретной аудитории, выявив и зафиксировав ошибки. Такой вариант более доступен, однако его эффективность сложно оценить.

«Просто здесь можно выбрать вариант анализа, который сможете сделать сами и помните юзабилити сайта основано на человеческой психологии и привычках.»

Знание стандартов в конкретном регионе в области сайтостроения позволяет в короткие сроки выявить ошибки восприятия и удобства ресурса.

Существует три вида основных ошибок юзабилити сайта:

  • ошибки технического характера;
  • ошибки в дизайне ресурса; 
  • и ошибки контента.
Улучшение юзабилити сайта

Сложным для восприятия является ресурс при наличии большого количества сквозной, отвлекающей информации, так называемого «шумовой информации». Его необходимо свести к минимуму, отнеся каждый блок (анонсы, прием заявок и пр.) к соответствующим разделам сайта.

Четкое соответствие заголовка названию страницы поможет посетителю не запутаться и знать, какую информацию он найдет здесь.

Также очень важно убедиться в отсутствии на страницах сайта ссылок, ссылающихся сами на себя.

При осуществлении поиска рационально сделать так, чтобы после названия статьи было видно и 2-3 строчки из нее. Это поможет посетителю найти ту информацию, которая ему нужна.

Серьезной проработки требует меню. Его пункты должны четко отражать ту информацию, которая в них содержится.

Информация – скоропортящийся товар. Здесь на первый план выходит ее актуальность. Соответственно если ресурс содержит даты, они должны быть свежими.

Кстати все представленные документы (материалы сайта) должны содержать дату. Таким образом после проведения грамотного анализа (аудит) и тестирование юзабилити можно намного улучшить свой сайт и сделать его удобным и интересным для посетителей, что приведет к реальному успеху.